12 Янв 2022

Моя тележизнь

Ирина Шухаева о телепрограммах

Ирина Шухаева о своих телепрограммах

Финальная глава в книге “На связи гений” обо мне.
Устала уже, надоело, хочется скорее закончить, и главу с описанием 107 авторских программ на телевидении я оставила на ПОТОМ.
Ну, будет совсем неохота — пропущу и пусть уже скорее книга печатается.
Но, блин. Это же восемь лет работы, целая жизнь.
Собрала в кулак остатки всего и написала.

И теперь готова сама привстать от уважения к этой самой Ирине Шухаевой и строго спросить: что дальше?
Дальше я выложу у себя на первом канале канале все программы, сегодня там часть, поскольку поначалу условия договора не разрешали мне использовать для саморекламы все программы.
Я продолжу расшифровки программ в статьи, выложу на своем сайте писателя.
Соберу в один пдф краткие описания со ссылками, и будет такой путеводитель по литературоведению от Ирины Шухаевой.
Очень охота самой все программы пересмотреть.
Сделать новые про творчество Гаршина, про сказки Оскара Уйальда, про произведения «Шагреневая кожа» и «Потрет Дориана Грея».
Достаточно для продолжения на сегодня.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

МОЯ ЖИЗНЬ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Это было одно из самых быстрых исполнений желаний. Причем исполнилось самое фантастическое для меня тогда. Завершая список желаний в новогодний период, я написала « у меня свой цикл программ на телевидении про литературу».
Кто-то наверху посчитал, что пора. И уже в конце января меня пригласили на СГУ ТВ гостем в студию, поучаствовать в обсуждении темы «Литература для семейного чтения».
Был главный гость, и я дополнительный. С главным гостем мы поругались по поводу Гарри Потера, он был против, а я очень за. Поскольку вслед за дочерью читала я, а вслед за нами – наш дед, образованнейший человек, художник. Анастасия уже выросла из этого увлечения, а мы дарили деду все книги. И он читал запойно, как ребенок, в большим удовольствием.
И еще съемочная группа очень смеялась, потому что я привела самый популярный пример для семейного чтения – инструкции как пользоваться бытовой техникой.

Я понравилась, и мне предложили сделать какой-то цикл программ самой.
Я написала развернутую заявку аж на десять программ под названием «Современная литература как отражение сегодняшнего дня».
Я тогда думала, что они там почитают, подумают, что-то вычеркнут, и небольшой цикл из шести программ я сделаю. Но мне позвонили с вопросом: когда начнем писать? Я: а что именно? Они: все.
И началась подготовка, сомнения, смятения, катаклизмы дома – ну, это теперь я знаю, что так , обычно, и происходит создание чего-либо.
Стала привыкать говорить в черный экран, видеть краем глаза обратный отсчет времени.
В итоге – первый цикл был записан. Вот темы программ по сорок пять минут каждая.
Современная литература, общая характеристика.

Современная литература и классическая.

Образ автора в современной литературе.

Современный автор и современный издатель.

Современный автор и его путь в литературу.

Современная литература и ее пути к читателю.

Оценка современной литературы.

Современный автор-драматург.

Менеджмент и маркетинг в современной литературе.

Современная литература – взгляд в будущее.

Кроме собственного вещания в кадре, я еще приглашала гостей и вела беседы.
Боевое крещение получилось полноценным и всесторонним.
И в девятой программе мне разрешили рассказать о своей книги «Черепаха золотая», и показать ее. Это было так круто и по-взрослому, ведь аудитория телеканала – несколько миллионов!

Все десять программ были записаны в срок, без каких-либо осложнений.
Я сама недовольна была этим результатом, но мне предложили сотрудничать дальше.
Помню, провожает меня редактор к лифту, говорит: ждем ваших новых заявок.
Я уточняю: а про Горького у вас много рассказывают?
Он: нет, на Горького никто не замахивается, это очень сложно.
Ну, я и замахнулась. Написала заявку на десять программ, вдруг урезали до пяти.
Я плакала. Это было горе. Ну, как рассказать в пяти программах? Ну, что делать, значит будет пять.

Начали записывать и руководство студии передумало – делайте сколько нужно.
Но меня хватило еще семь к пяти добавить, и получилось двенадцать программ. Хотя и это очень мало. Мегаличность с огромным наследием, которое еще открывать и открывать.

Максим Горький. Вехи биографии и творчества.

Ранее творчество.

Творчество периода 1905–1917 годов.

Жизнь и творчество в период эмиграции.

Творческая деятельность после возвращения в СССР.

Сказочные мотивы в творчестве Максима Горького

Ранние рассказы.

Повести Максима Горького, высоко оцененные критикой.

Цикл «По Руси».

Рассказы 1922–1924 годов.

Особенности драматургии.

Великие современники в творчестве Максима Горького.

Дальше я решила вернуться к литературоведению, и была записан цикл из шести программ «Язык современного художественного текста», позже общее название заменили на «Литературный язык». Мы согласны. О чем вела речь?

Общая характеристика современного языка.

Основные типы современных литературных героев.

Этапы превращения художественного текста в элемент культуры.

Языковая рефлексия в современной прозе.

Творческая индивидуальность современного писателя.

Ключевые слова эпохи в литературных текстах.

 

И вот наступило время моих вкусняшек. Поскольку на канале меня уже полюбили за четкость в работе, за индивидуальность, хорошее качество речи, мне не давали никаких рекомендаций, а разрешали делать то, что я хочу, что мне самой интересно. Плюс я овладела фотошопом и сама стала делать коллажи-слайды к выступлениям. До этого дизайнерам было со мной тяжело – много хотела.

И первым самостоятельно оформленным был цикл программ по романам Ивана Гончарова.

«Современное прочтение романов Ивана Гончарова». Я так и говорила, когда начиналось наше сотрудничество с телеканалом – я сегодня читаю и делюсь своими впечатлениями. К этим впечатлениям читателя автоматически добавляется литературное образование, основы критики, разбора, связи между произведениями. Словом, все то, чему научил Литературный Институт.
Когда я снова перечитаю романы Гончарова, родится совершенно другой цикл. А пока вниманию зрителей предоставлены размышления на следующие темы.
Иван Гончаров. Вехи биографии и творчества.
Особенности сюжета и композиции романов Ивана Гончарова.

Характеристики главных героев романов Ивана Гончарова (две программы).

Женские образы в романах Ивана Гончарова.

Русский быт и нравы в романах Ивана Гончарова.

Обломовцы среди литературных героев девятнадцатого века.

Актуальность романов Ивана Гончарова.

 

Как же тяжело было впихнуть в 25 минут раскрытие этих тем, до сих пор получаю отзывы, что я еще много чего не рассказала. Согласна!
Программы выложены на одном из моих ютюб каналов и на канале «Образование для всех». Сейчас он так называется.
Сегодня мне думается, что этот опыт укладывания важной темы в 25 минут и заложил во мне тот фундамент, на котором я теперь строю свое авторское видео здание – проект «20 минут с Ириной Шухаевой». И теорию, и сеанс практик я умудряюсь вложить в это формат. Это трудно, но в итоге очень удобно и мне самой, и зрителям, и участникам циклов практик.

 

За любимым, обожаемым мною Гончаровым последовал автор, чьи произведения вызывают у меня недровый трепет и почтение. Причем как поэтическое наследие, так и прозаическое.
О стихах и статьях Федора Ивановича Тютчева я сделала цикл программ «Актуальность поэтического и прозаического наследия Федора Тютчева».
Основные вехи биографии Федора Тютчева.

Начальный период жизни и творчества.

Творчество Федора Тютчева в периоды 1820–1840 гг.

Жизнь и творчество в 1850–1870 гг.

Влияние «Мыслей» Блеза Паскаля на творчество Федора Тютчева.

Историософские и публицистические произведения.

Поэты Тютчевской плеяды.

Русское миросозерцание Федора Тютчева.

 

Меня всегда тянуло к изучению наследия многогранных личностей, поэтому далее в центре моего внимания и создания новых образовательных программы был Александр Блок. Цикл я посвятила его прозаическому наследию. Его статьи и размышления гениальны, написаны просто и доступно и, к сожалению, очень мало известны. Я решила это поправить и рассказать о Блоке как о критике, мыслителе.

Основные вехи биографии и творчества Александра Блока.

Образы музыки в прозаическом творчестве.

Александр Блок о неблагополучии современного мира.

О народе и интеллигенции.

О поэтах и прозаиках в творчестве Александра Блока.

О символизме, реализме и современниках.

О театре, драматургах и драматургии.
Александр Блок о судьбе России.

 

Отдельно хочу рассказать о цикле программ «Комизм и смех в русской культуре».
Накануне записи первой программы я узнала о смерти Сергея.
И пошла на запись. Первые три программы я писала с другим режиссером, она меня не знала, не знала, как я выгляжу нормально. Мой режиссер сказала сразу: Ириночка Петровна, я не знаю, что у вас стряслось и спрашивать не буду, нам работать. Но многомиллионная аудитория вас почти не увидит. Благо, у вас всегда шикарные слайды!
И началось мое погружение в тему смеха. Ощутила, насколько это могучая, древняя и плохо исследованная и изученная тема. А я хочу исцелять с помощью смеха.

Первый шаг в изучении – подготовка и запись цикла этих программ.

Понятия смех, юмор, ирония, сатира, сарказм.

Языковые средства комизма и смеха.

Магия смеха в русских волшебных сказках.

Типичные носители народной смеховой культуры.

Смех как альтернатива православной аскетичности.

Соотношение иронии и юмора.

Смех как виртуальная реальность.

Вечные поводы для смеха в литературе.

 

Следующий автор, творчество которого как вечная подпитка для меня – это Василий Розанов и его фрагментарная эссеистика. Замахнулась, так сказать. Цикл назвала цитатой «Истории человеческого ума и темы для будущих поколений».

Вехи биографии и творчества Василия Розанова.

Семья, образование и развитие литературного стиля.

Василий Розанов о педагогической деятельности и проблемах образования.

О теме «Человек и Бог».
О предпосылках русской революции.

О вопросах семьи и брака.

О русской литературе.

Особенности литературного стиля Василия Розанова.

Современники о Василии Розанове.

О русском народе и исторической судьбе России.

Вот кто был бы сегодня блоггером-миллионником, так это Василий Розанов. И кто хочет писать краткие заметки в стиле эссе – тем шагом марш наполняться энергией творчества нашего великого Василия.

 

Размышляя о самых ярких сатириках классиках, я обратилась к творчеству Михаила Салтыкова-Щедрина. Его творчество не ограничено сатирой и гротеском в обнимку с гиперболой, а «Господа Головлевы» — это действительно самое «мрачное украшение русской литературы».

«Хроника русской общественной жизни в сатире Михаила Салтыкова-Щедрина» — так назывался цикл программ о жизни и творчестве этого абсолютного уникально успешного и литератора, и государственного деятеля.

Основные вехи биографии и творчества.

Губернские очерки.

История одного города.

Помпадуры и помпадурши.

Сказки.

Господа Головлевы.

Особенности литературного стиля Михаила Салтыкова-Щедрина.

Образы современных интеллигентов.

Критика и публицистика Салтыкова-Щедрина.

Современники о Салтыкове-Щедрине.

 

Еще одна махина, глыба, айсберг, мало мною исследованный – это творчество Николая Некрасова. Мои открытия, что он – шикарный совершенно прозаик. Его фельетоны, очерки петербургской жизни, рассказы, повести – все это чрезвычайно живо и актуально сегодня.
Сегодня Некрасов был бы нарасхват как яркий сюжетчик. Какие перипетии и повороты в его прозаических произведениях. Конечно, опять катастрофически не успевала рассказать по теме все, что хотела, но и того, что сделала – достаточно, чтобы погрузиться в чтение и размышления самостоятельно.

Итак «Современная народность в творчестве Николая Некрасова», о чем побеседовали:

Основные вехи биографии и творчества.

Происхождение, семья, детство, образование.

Основные мотивы лирики. Типичные образы лирических героев.

Женские образы, тема поэта и поэзии, гражданская позиция.

Драматургия Николая Некрасова.

Поэмы: Дедушка, Русские женщины, Современники.

Поэмы: Коробейники, Мороз, Красный нос, Кому на Руси жить хорошо.

Фельетоны Николая Некрасова.

Проза Николая Некрасова.
Гражданская позиция Николая Некрасова.

 

Самый для меня загадочно мудрый и пронзительный Андрей Платонов. Сама еще не доросла до его больших произведений – не усваиваю пока. Но по малой прозе этого абсолютного гения русской литературы советского периода я сделала финальный цикл программ, наше сотрудничество с каналом прекратилось из-за их реорганизации.
Однако весьма признательна своей телесудьбе, на ютюб канале «Образование для всех» есть все мои программы.
Ну, на моем пока не все, но я исправляюсь.
Итак, малая проза Андрея Платонова, что успела рассказать:
Вехи биографии и творчества Андрея Платонова.

Ранние произведения.

Епифанские шлюзы”, “Впрок”, “Город Градов”.

Сокровенный человек”, “Усомнившийся Макар”.

Река Потудань”, “Фро”.

Пустынные мотивы в произведениях.

Военные рассказы Андрея Платонова.

Статьи о писателях.

Фабрика литературы” Андрея Платонова.
Путь Андрея Платонова к читателю.

 

И несколько слов о цикле программ «Национальная идея. История вопроса».
В рамках работы над одним проектом в кино исследовала именно историю вопроса возникновения национальной идеи. Самое интересное рассказала в цикле программ.
Общая характеристика понятия “национальная идея.”

Формирование национальной идеи в период Московского царства.

Романо-германское иго и национальная идея.

Теория официальной народности и её крах.

О национальной идее в трудах В. В. Розанова, И. А. Ильина и других мыслителей.

Национальная идея в советский период и после перестройки.

Национальные идеи разных стран.

Вот, такой отчет о проделанной работе.
Не хотела эту главу писать, ну, вроде как это ж уже было…
А теперь готова сама привстать от уважения к этой самой Ирине Шухаевой и строго спросить: что дальше?
Дальше я выложу у себя на канале все программы, продолжу их расшифровки в статьи, выложу на своем сайте писателя.

Соберу в один пдф краткие описания со ссылками, и будет такой путеводитель по литературоведению от Ирины Шухаевой.
Очень охота самой все программы пересмотреть.
Сделать новые про творчество Гаршина, про сказки Оскара Уйальда, про произведения «Шагреневая кожа» и «Потрет Дориана Грея».

Достаточно для продолжения на сегодня.