6 Дек 2017

Ирина Шухаева о бигорафии Николая Некрасова

Ирина Шухаева о биографии Николая Некрасова

С вами Ирина Шухаева и мы начинаем цикл бесед и программ о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова. И если сегодня попробовать дать ему краткую характеристику, то вы обязательно найдете информацию о том, что, конечно, Некрасов, прежде всего поэт. Причем, «поэт тяжелой доли русского крестьянства и особенно женщин». Это мы все учили в школе и до сих пор в школе проходят и учат наизусть определенные фрагменты из определенных поэтических произведений Николая Некрасова.

Чуть более углубленно вы узнаете о том, что это был блистательный издатель. Человек, который долгие годы издавал журнал «Современник», подхватив его у Пушкина, у Плетнева. Был редактором «Отечественных записок». Открыл и привел в литературу великих авторов. Написал множество литературно-критических статей. Его обязательно назовут революционером и демократом, что, на сегодняшний день, достаточно спорно. Но то, что бесспорно вы найдете сегодня, так это то, что Некрасова считают истинно русским народным поэтом.

Что же такое современная народность? Почему все, что написал Некрасов, читается и усваивается сегодня так же легко, как это было на протяжении всей его жизни? Какие именно особенности его персонажей, его языка, построения его произведений, делают его сегодня современным, народным и почему интересно сегодня обратиться к его творчеству?

Мы поговорим сегодня об основных вехах биографии и творчества Николая Алексеевича Некрасова. Человека, который был и поэтом и публицистом, и критиком, и писателем, и прекрасным прозаиком. Я буду говорить вам о том, что если бы сегодня Некрасов работал на поприще прозаика и драматурга, его бы точно отнесли к блистательным сюжетчикам. Есть такое неофициальное деление у мастеров творческого жанра, когда работают над большим проектом, то собирают такую группу, которая состоит из диалогистов и сюжетчиков. Так вот, проза Николая Некрасова, так же как и многие его стихотворения, блистательно сюжетна, остросоциальна, психологична, потрясающе выстроена, драматична. То, как он управляется с перипетиями, как его герои, не побоюсь этого слова, гуляют от счастья к несчастью  — это обязательно заслуживает внимания и это сегодня интересно, злободневно.

Большую роль в творчестве Некрасова сыграла сатира и юмористические произведения. В становлении своего творчества он очень много писал фельетонов, и они были сначала гораздо более популярны, чем его стихи. Об этом обо всем мы с вами подробно поговорим.

Николай Некрасов – это человек-государство. О нем один из наших великих поэтов Расул Гамзатов сказал, что Некрасов «это поэтическое государство». Но его творчество — это не только поэзия, это, еще раз говорю, проза, публицистика. Это замечательные литературно-критические статьи, это пьесы, это водевили, это заметки театрального критика. Это потрясающая энциклопедия дореволюционной русской жизни, как скажут о нем современные исследователи. 

Итак, как это у нас обычно принято, начнем с тех наиболее известных цитат, высказываний и фрагментов, которые сразу возникают в памяти, когда мы говорим Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт.

«Ты и убогая, 

Ты и обильная, 

Ты и забитая, 

Ты и всесильная, 

Матушка – Русь!» 

Один, наверное, из самых известных фрагментов, которые мы все учили в школе. 

«То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть… 

Я лиру посвятил народу своему… 

Столица наша чудная 

Богата через край, 

Житье в нем нищим трудное, 

Миллионерам – рай. 

Здесь всюду наслаждения 

Для сердца и очей. 

Здесь все без исключения 

Возможно для людей: 

При деньгах вдвое вырасти, 

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости 

Без денег умереть». 

Трудно сказать, что описание обеих столиц сегодня резко отличается от того, которое давал в своих ранних произведениях Николай Алексеевич Некрасов. 

«Где народ, там и стон… Эх, сердечный! 

Что же значит твой стон бесконечный? 

Ты проснешься ль исполненный сил 

Иль, судеб повинуясь закону, 

Все, что мог, ты уже совершил – 

Создал песню, подобную стону, 

И духовно навеки почил?..»

Вот эту цитату очень часто будут использовать в своих произведениях наши мыслители и философы, говоря о том, что именно в этих строчках Николаю Некрасову удалось задать один из вечных вопросов русскому народу.

Еще один фрагмент такой, скорее назидание как жить. 

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится, 

Прощай, пока прощается,

И – Бог тебе судья!…

Люди холопского звания –

Сущие псы иногда: 

Чем тяжелей наказания, 

Тем им милей господа». 

Говорят, что в современной литературе есть такая тема для работы, которая называется офисный планктон. Вот когда работаете с этой темой нужно перечитать Некрасова. Найдете массу эпиграфов и весьма полезных цитат.

Знаменитый фрагмент их стихотворения «Железная дорога».

«Да, не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ, 

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь ни пошлет! 

Вынесет все – и широкую, ясную 

Грудью дорогу проложит себе, 

Жаль только – жить в эту пору прекрасную 

Уж не придется – ни мне, ни тебе». 

«…Грош у новейших господ 

Выше стыда и закона; 

Нынче тоскует лишь тот, 

Кто не украл миллиона». 

«Бредит Америкой Русь, 

К ней тяготея сердечно…» 

Стихотворению более 150 лет, так, на минуточку. К вопросу о народности, о современности о том, что происходило тогда. И когда началось падение нравов и отрицание собственного пути, собственного развития и подражание Западу и Америки, в частности, оказывается очень-очень давно. 

«Бывали хуже времена, 

Но не было подлей». – читаем мы у Николая Некрасова. 

«…Той руки удар смертелен, 

Которая ласкала нас!…» 

«…(Где розы, там и тернии – 

Таков закон судьбы!…» 

«…(Толпа без красных девушек, 

Что рожь без васильков)». 

 

«Где же, как не в буре 

Развернуться славянской натуре». 

«Литература, – писал Некрасов, – служит представительницей умственной жизни народа и в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзии. Тяжела борьба души с телом. Тяжела борьба человека с самим собой.
Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях”.

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях.

 

 

 

 

Источник: https://www.beesona.ru/aphorisms/nekrasov_n.a./
При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Все права защищены © Beesona.ru

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях.

 

 

 

 

Источник: https://www.beesona.ru/aphorisms/nekrasov_n.a./
При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Все права защищены © Beesona.ru

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях.

 

 

 

 

Источник: https://www.beesona.ru/aphorisms/nekrasov_n.a./
При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Все права защищены © Beesona.ru

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях.

 

 

 

 

Источник: https://www.beesona.ru/aphorisms/nekrasov_n.a./
При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Все права защищены © Beesona.ru

Вот такой небольшой перечень наиболее известных фрагментов из произведений Николая Алексеевича Некрасова. Просто чтобы вы немножко, во-первых, настроились и вспомнили то, что вы уже знаете и немножко начали привыкать к тому, что настоящего Николая Алексеевича Некрасова, как и Александра Сергеевича Пушкина, и Михаила Георгиевича Лермонтова, и Федора Ивановича Тютчева и многих других наших поэтов, прозаиков, публицистов, мыслителей, деятелей литературы, наши лучшие умы, можно открывать всю жизнь. И то, что нам когда-то было известно, это далеко не все то, что оставил в наследство Николай Алексеевич Некрасов.

«Некрасов был настоящим основателем демократической русской литературы, демократической и демагогической по естественному сочувствию к положению народа. Этой демократической и демагогической струею в себе он охватил не одно крестьянство… но и все другие сферы простонародного положения и труда… Сейчас же, по его смерти поэзия его стала «пробным камнем» для испытания политической благонадежности или неблагонадежности». Так написал о Николае Некрасове Василий Розанов в работе «Некрасов в годы нашего ученичества». 

И в этой работе и во многих других своих произведениях, говоря о Некрасове, Василий Розанов обращает наше внимание на тот факт, что в дореволюционной России стихи Николая Некрасова знали, практически, все, не только представители образованного студенчества или революционно настроенная молодежь. И обратите внимание вот на этот «пробный камень». Наверняка, если бы в его поэзии была только сатира на недостатки или только описание страданий народа, которым, в общем-то, страданиям принято сочувствовать или только призывы к борьбе, не было бы это «пробным камнем». Он гораздо глубже, гораздо острее, гораздо сложнее и поэтому гораздо-гораздо современнее. И поэтому об этом сегодня очень интересно поговорить, обо всех его произведениях, об образах, которые в его лирической поэзии представлены, о героях его поэм.

О тех персонажах, которые подвергались высмеиванию в его фельетонах. И кратко напомню вам основные вехи его биографии и творчества. Родился Николай Алексеевич в Подольской губернии в городе Немиров. Там квартировал полк, где служил его отец. Отец был поручиком и когда-то зажиточным помещиком. Мать Николая Алексеевича Некрасова – Елена Андреевна Закревская была дочерью мелкого российского чиновника, образованная, красивая. Родители были категорически против брака. Однако она венчается без согласия родителей. Брак не был счастливым и вот тот образ и матери, и страдающей женщины, которую часто мы будем встречать в произведениях Некрасова он, как и все в жизни человека, родом из детства.

С 3‑х летнего возраста он жил в деревне Грешнева Ярославской губернии, в том уезде, куда вышел в отставку и где поселился его отец. Отец с 3‑х лет возил мальчика с собой по делам. Он вынужден был занять место исправника. Поэтому ребенку, в качестве образования, приходилось видеть: мертвых, всевозможные выбивания недоимок, побои, разборки, судебные процессы, все то, что есть народное горе и народный язык истинный, которым писал Некрасов, он у него был не понаслышке. Это было своеобразное его образование.

В возрасте 11 лет, довольно таки поздно он поступил в Ярославскую гимназию, где дошел до 5 класса и учился плохо. Не ладил с гимназическим начальством, уже тогда начал писать сатирические стихи. Отец мечтал о военной карьере для сына, но ничего не вышло. Юноша Некрасов приехал в Петербург. Решил поступить в Петербургский университет. Однако не выдержал вступительных экзаменов и учился вольным слушателем на филологическом факультете в течение двух лет. 

В эти годы терпел страшную нужду, потому что отец за ослушание отказал ему в каком-либо материальном довольствии или достатке. Некрасов увлекался литературой, сразу писал прозу, стихи, критику, все, что можно. Терпел страшную нужду, ел раз в три дня, часто лишался крова. От голода много болел. Научился писать прошение крестьянам, что пополнило копилку его, такого сказать, житейского опыта. И уже в 1840 году постепенно положение его выправляется, его берут сотрудником в «Отечественные записки». Он начинает зарабатывать, он начинает заниматься литературно-издательской деятельностью. Он издает альманахи, которые продаются. У него открывается чутье на хорошую литературу.

В 1840 году, на свои собственные деньги он издает сборник «Мечты и звуки», который не покупался, не принес ему никакой известности. Более того, был резко встречен, так сказать, уважаемыми мэтрами литературы того периода. Он выкупил сам все свои книги и настоящее признание к нему, как поэту и как писателю и как литературному деятелю, пришло только после 1856 года, когда выйдут в свет новые его поэтические сборники. 

Большую часть жизни, как мы с вами дальше поговорим, он посвятит работе в журналах: «Современник» и «Отечественные записки». В 1875 году он тяжело заболевает, врачи ставят ему рак кишечника. Два года он, практически, прикован к постели и в декабре 1877 года он умирает. Он прожил 56 лет. И современники говорили о том, что на похоронах Николая Некрасова было огромное количество разного народа, абсолютно разно настроенных образованных людей и литературных, и революционных. И горе народное, которое было связано с его кончиной, было искренне велико. Было холодно, было много людей, дорога до кладбища, просто текла река вслед за ним. И такая достаточно большая популярность была у него к концу жизни, а начиналось все гораздо, гораздо сложнее. 56 лет прожил Николай Алексеевич Некрасов.

Тот же Розанов, обращая внимание его особенности, говорил о том, что «Слова «дворяне» и «баре» путались для поэта, как и для нас. Одною из причин широкой и необыкновенно ранней усвояемость Некрасова были то, что он называет вещи необыкновенно широкими именами, говорит схемами, категориями, именно так, как говорит толпа, улица, говорит простонародье и говорят дети…» Вот эта особенность Николая Некрасова ввести в русскую литературу простонародную речь, показав при этом, насколько она богата, умна, красива сродни тем впечатлениям, как Розанов описывал выступления народных депутатов в первой Думе. Он говорил, что «Все боялись, как заговорит народ. А народ заговорил, так что заслушались». Поэтому если бы этой истинности народной речи не было бы в произведениях Некрасова, его бы столько людей не знали наизусть.

Как я вам уже говорила, где-то с 1840‑х годов положение Некрасова поправляется, и вместе с Панаевым они выкупают у Плетнева «Современник», основанный еще Пушкиным и работает он в журнале «Современник» до 1866 года. С 1847-го по 1866‑й, когда после усиления цензуры выходит предостережение журналу, журнал арестовывают. Ссылают и арестовывают многих видных политических и литературных деятелей. «Современник» закрывается, однако Николай Некрасов продолжает печататься, как автор. 

У него была довольно таки трудная судьба, с точки зрения признания в литературных кругах. Потому что его знали, как прекрасного издателя, очень успешного, очень талантливого. Он, действительно, был предпринимателем от литературы. Ему хотели подражать, к нему выставляли при этом большие требования нравственного характера. Потому что за журнал он боролся изо всех сил. Это действительно было дело его жизни. И признавая в нем организатора, редактора, критика, человека способного восполнить любую брешь в журнале, довольно таки неохотно признавали в нем еще блистательного автора. А его произведения украшали выпуски «Современника» год за годом.

После катастрофы, после закрытия «Современника» он арендует журнал «Отечественные записки», становится там ведущим сотрудником, редактором. Привлекает Салтыкова-Щедрина, и они уже вместе продолжают работать и делать журнал чрезвычайно популярным. Мы знаем Некрасова, как автора замечательных поэм это: «Саша», «Современники», «Тишина», «Рыцарь на час», «Коробейники», «Мороз красный нос», «Дедушка», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо».

По поэмам Николая Некрасова мы с вами обязательно отдельно поговорим в нескольких программах. Потому что то, что осталось как бы за кадром традиционного прочтения, как раз именно сегодня достойно большого внимания. 

Наш замечательный поэт современник Твардовский так говорил о Некрасове. «У нас один из самых могучих поставщиков общенародного поэтического репертуара в XIX веке был Некрасов, произведения которого поются или читаются на память страница за страницей». Вот это та самая певучесть, усвояемость Некрасова, которую отметил в вначале XX века Розанов, а ближе уже к концу Александр Твардовский. «Некрасов – это целое поэтическое государство, живущее по своим законам». Вот так высоко оценил литературное наследие Некрасова Расул Гамзатов. 

Я бы позволила себе сказать, что он не только поэтическое государство. Это действительно, человек, жизнь и творчество которого достойны внимания и изучения, и размышления над тем, о чем он думал. Потому как, каких бы революционных и демократических тенденций ему не приписывали, человек, который задумался: «народ освобожден, но счастлив ли народ», конечно, гораздо глубже, чем просто революционер или демократ. Это настоящий философ, настоящий мыслитель, облекавший свои мысли в доступные и понятные слова. 

Кроме поэмы, кроме поэтического наследия, Николай Некрасов оставил замечательные прозаические произведения такие как: «Макар Осипович Случайный», «Певица», «Двадцать пять рублей», «Карета, предсмертные записки дурака», «Жизнь Александры Ивановны», «Помещик двадцати трех душ», «Психологическая задача» и многие-многие другие. Кроме этого Николай Некрасов пишет водевили. Он пишет драматургические произведения, такие как «Юность Ломоносова», «Утро в редакции», «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Петербургский ростовщик», «Осенняя скука», «Забракованные». Более 50 литературно критических статей было написано Николаем Некрасовым. Послушайте на слух, как называются его фельетоны, которых он написал несколько десятков за всю свою жизнь и которые были подчас более известны, чем его стихотворные произведения в тот период: «Хроника петербуржского жителя», «Крапива», «Письмо Энского помещика о пользе чтения книг, о вредоносности бараньих бурдюков с кашей и о русской литературе», «Петербургские дачи и окрестности», «О лекциях доктора Пуфа вообще и об артишоках в особенности», «Пушкин и ящерицы», «Выписка из записок старого театрала», «Что поделывает наша гласность?» Обратите внимание, что оказывается, гласность уже что-то поделывала еще во времена Николая Алексеевича Некрасова.

Отдельное место в собрание сочинений занимают статьи в разделе «Театральная критика». Кроме этого Николай Некрасов, как я вам уже сказала, писал еще и водевили и пьесы. Видимо отсюда у него было такое блестящее чутье на все виды литературы, которые он подбирал для своего «Современника», для своего журнала. Он действительно привлек к сотрудничеству многих выдающихся писателей того периода. Он вернул нам Тютчева, он открыл Достоевского и Толстого. Они начинали свои первые произведения печатать у него. У него печатался Гончаров, у него печатался Гайгарович, у него печаталось большое количество поэтов и писателей, и критиков.

И когда мы будем говорить с вами о критике Некрасова, я обращу ваше внимание на то, что он прекрасно знал все, что происходило в литературе, и очень остро реагировал на всякие фальшивки и подделки. Когда появлялись журналы, «Воскресные посиделки», которые назывались «Книжками для доброго русского народа», вот тут включался такой знаете, безжалостный прожектор, который все это рассматривал, препарировал и высмеивал нещадно и сюжеты, и язык которым кто-то пытался написать произведение для доброго, русского народа.

Народ Николай Некрасов знал не понаслышке. С детства наблюдая и лишения, и так сказать, все взаимоотношения между крестьянами и помещиками и, вообще, отношение крестьян к власти. Вот это смирение и терпение — это то, чего он не понимал, о чем он народ спрашивал и как его народ говорил. В общем-то, многие произведения читаются сегодня, как будто вот мы отъехали на несколько сот километров от наших крупных городов и поговорили с людьми и услышали, что все осталось, практически, по-прежнему.

«Тут нужно обратить внимание на чувство меры: Некрасов не старается подделать народную речь до последней степени сходства, как и не усиливается копировать народную психологию. Кисть его, речь его свободна и «мажет» с теми видоизменениями, с какими народная психика и речь отразились и несколько преобразились в его душе, и городской, и интеллигентной…»  Это снова была цитата Василия Розанова. Некрасов одним из первых, заговорит вот так глубоко о народе и интеллигенции и об этой пропасти. Он сам тоже вышел из народа, он претерпел нищету. Он сам учился и, тем не менее, будучи по роду все-таки барином по происхождению, дворянином, он так и не смог найти вот того, какого-то единения, которое как ему казалось, должно быть. 

Эту тему потом продолжат и Горький, и Блок, и многие другие наши поэты и писатели, думающие о судьбах русского народа. Думающие искренне, умеющие видеть его страдания, умеющие осуждать какое-то излишнее терпение и при этом, умеющие верить в его судьбу. Таким было творчество Николая Некрасова и именно поэтому оно сегодня современно и народно и далее об этом мы с вами будем говорить. А сегодня наша вступительная беседа закончена.
Всего вам доброго, до свидания!