19 мая 2012

«Пушкин. Последняя дуэль» — так называется полнометражный художественный фильм, работу над созданием которого недавно завершила заслуженная артистка России, кинорежиссер и сценарист Наталья Сергеевна Бондарчук. Этот уникальный кинопроект стал серьезным итогом семилетней работы Натальи Сергеевны с историей ХIХ века, связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина.
Отечественный кинематограф 70 лет не обращался к образу великого русского поэта. (Есть дореволюционный фильм «Поэт и царь» 1913 года (реж. Гардин В.Р.), и есть советская картина «Путешествие в Арзрум» 1936 г. (реж. М. Левин, опер. Н. Ушаков). И все.)
С 1999 года Натальей Сергеевной Бондарчук ведется работа над многосерийным телевизионным проектом «Одна любовь души моей», посвященном Александру Пушкину и Марии Волконской.
Первые четыре серии телевизионного фильма получили высокие награды: «Гран-при» на фестивале Мировоззренческого кино в Москве, приз на фестивале «Литература и кино» в Гатчине (2004 г.), приз президента Белоруссии на фестивале «Золотой Витязь» (май, 2004 г.).
Биография поэта вмещает в себя и дружбу с Николаем I, и стихи, посвященные декабристам. И жизнь его, и творчество, и трагическая гибель не оставляют равнодушными многие поколения русских людей. Настало время снова задуматься о судьбе национального гения, проанализировать и осмыслить известные события, в которые вдохнуло жизнь мастерство автора сценария, режиссера, оператора и замечательных актеров.
Творческой группой фильма «Пушкин. Последняя дуэль» создан оригинальный политический детектив, основанный на богатейшем историческом материале, проведено психологическое исследование нагнетания эмоций, приоткрывающих тайну того, что привело гения на роковую, последнюю дуэль.
Концепция исторического расследования, предложенная в фильме «Пушкин. Последняя дуэль», следующая. Император Николай Первый уже после гибели поэта узнает о содержании серии безымянных писем, порочивших имя Пушкина и объявляющих его рогоносцем. В этом пасквиле император усматривает не только оскорбление семьи Пушкиных, но и более гнусные намеки…
С именем Нарышкиных, упомянутых в письме, ассоциировалась многолетняя связь Императора Александра Первого с женой Нарышкина, которому платилась дань за адюльтер. Это знали все, и намек в подметном письме к Пушкину был не на отношения Дантеса и Натали, а на аналогичную связь жены Пушкина с нынешним императором. Тем более что Николай Павлович платил поэту жалование, как историографу. Император приказывает Бенкендорфу, шефу голубых жандармов, найти пасквилянта. «Расследование дела о подметных письмах Пушкину и дуэльной истории» поручают Леонтию Васильевичу Дубельту. Он является одной из ключевых действующих фигур историко-политического детектива.
Верным спутником зрителя становится Константин Карлович Данзас, подследственный Дубельта, секундант Пушкина, его лицейский товарищ. Именно голос Данзаса соединяет между собой сцены любви и допросов, балов и воспоминаний, подробностей расследования и оглашения приговоров. Из дворца императора – в квартиру Пушкина на Мойке, 12. На фоне завораживающих панорам Петербурга звучат исторические факты и имена основных участников тех трагических событий.
Художественный фильм «Пушкин. Последняя дуэль» — это не только история трагической гибели великого русского поэта, ожившая на экране событиями, образами и эмоциями. Это срез светской, политической и народной жизни Петербурга начала Х1Х столетия. Да и не только Петербурга – всей России, где писали стихи в альбомах, танцевали на балах, служили. Как и сегодня люди страдали, радовались, горевали, женились, рожали детей и, конечно, любили. И честь любимых и свою собственную почитали более всего. Именно оскорбление чести Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, его жены, стало тем роковым обстоятельством, что привело поэта под пулю Жоржа Дантеса на дуэльном поединке.
Ловко сплетенная интрига, преследования Дантесом Натальи Николаевны, терзания поэта, дуэль, невыносимые страдания от смертельной раны, кончина, расследование обстоятельств дуэли по высочайшему распоряжению императора – вот основные события, которых вправе ожидать зритель в большей или меньшей степени знакомый с историей гибели Пушкина. И все это в картине есть. Но есть еще и жизнь человека – мужа, отца, друга. С течением времени на первое место вышло понимание, что Россия потеряла великого поэта. А тогда жена осталась без мужа, маленькие дети лишились отца. Друзьям Александра Сергеевича предстояла сложная борьба за сохранение рукописей поэта, светлые умы и таланты продолжали подвергаться гонениям, а злоумышленникам удалось избежать наказания. Дантесу разрешено было вернуться на родину, а молодого Лермонтова за стихотворение «На смерть поэта» отправили под пули на Кавказ, но это уже другая история…
Выводы создатели фильма предоставляют сделать зрителю. Кто же виновен в гибели поэта? И есть ли виновные в том, что гений так притягивает к себе злодеев. А уж какой повод изберут они для травли и уничтожения – история знает тому много разных примеров.
Горька судьба поэтов всех племен
Тяжель иных жестокий рок казнит Россию.
(В. Кюхельбекер).

Работа над историческим материалом всегда ответственна и сложна, поскольку практически каждый человек имеет свое собственное представление и о внешнем облике, и о чертах характера созданного образа того или иного исторического персонажа. Работа актеров оценивается с особым пристрастием. Как, впрочем, и работа режиссера, оператора, композитора и других.
Наталья Сергеевна Бондарчук не зря называет свою творческую группу единомышленниками.
Сергей Безруков так кричал от боли, играя ранение, что все, кто был на съемках, не могли удержаться от слез. Будто все стали свидетелями трагического ухода из жизни Александра Сергеевича. Под впечатлением прожитого за дни съемок сериала «Одна любовь души моей» в квартире Пушкина на Мойке, 12, у Натальи Сергеевны и Сергея Безрукова возникла идея отдельного художественного фильма «Пушкин. Последняя дуэль», где Сергей играл бы главную роль. Наталья Сергеевна сразу же села за сценарий, не выезжая из Петербурга. Однако время и обстоятельства внесли свои коррективы в рождение этого проекта, и был период, когда снимали все, что только можно без Пушкина, поскольку Сергей был сильно занят, но теперь можно сказать, что работа успешно завершена.
Молодая двадцатилетняя актриса Анна Снаткина играла Наталью Николаевну Пушкину с полной самоотдачей, поражая готовностью к очень сложным, драматическим сценам.
В январе 2004 года Наталья Сергеевна попросила священника в Конюшенной церкви благословить Сергея Безрукова и Анну Снаткину на роли Натальи и Александра Пушкиных. Священник дал согласие, и актеры получили благословение в церкви, где в 1837 году отпевали Александра Сергеевича.
Борис Плотников творил образ Дубельта, «царского служаки», «хитрой лисы» и «бывшего декабриста».
Виктор Сухоруков в образе полковника Галахова вел расследование с затаенной мыслью наказать преступников, так как его персонаж знал и любил Пушкина. Поскольку в каждой сцене Виктор находил новые яркие краски, проходная роль постепенно становилась наиважнейшей.
Верные помощники Натальи Сергеевны, молодые творческие личности, сын и дочь, Иван и Мария обратили ее внимание на игру молодого актера Евгения Стычкина. Наталья Сергеевна буквально схватила лист кальки и перерисовала с экрана телевизора крупный план актера с высоким лбом, а затем кинулась в свой кабинет с книгами сравнивать прижизненные портреты Лермонтова с портретом молодого артиста. Так был найден исполнитель на роль другого гениального русского поэта, остро отреагировавшего на гибель Пушкина.
Когда не хватило денег на массовку, Наталья Сергеевна обратилась в открытом эфире к жителям Петербурга за помощью. В день съемок сцены похорон Пушкина на Мойке, около дома 12, собралось около 1000 человек, волонтеров. Многие из них даже пришли в соответствующих костюмах. И, несмотря на чудовищный мороз, люди провели на улице весь день. Тогда же на съемочную площадку пришел режиссер А. Сокуров с термосом горячего чая. Так состоялось их личное знакомство с Натальей Сергеевной.
Композитор фильма, Иван Бурляев, сочиняет музыку с 4-х лет. Его музыка удивительна, Ивану удается добиваться от электроники истинности звучания, вводя в партитуру «электронной» музыки до 5–6 живых инструментов.
Оператор-постановщик Мария Соловьева не менее режиссера была увлечена непривычными, столь продолжительными съемками. Мария считается одним из «техничных» операторов современности, мастером динамичного жанра и головокружительных полетов камеры.
Мария предложила рассказать историю смерти поэта современным киноязыком. Это значит, что нужен широкий формат, который придаст картине нужную монументальность, широту, зрелищность. Потребовалось использование самой современной кинотехники, чтобы камера могла летать, эмоциональность сцены при необходимости подчеркивалась рапидом, чтобы был возможен острый монтаж, свойственный жанру экшн.
Мария Соловьева – последователь мастеров портретной операторской школы, для нее принципиально важно, как будет выглядеть актер на экране, как он будет соответствовать заданному художественному образу. Для этого далеко не всегда использовался мягкий свет, иногда был нужен жесткий, пугающий, агрессивный.
На картине не просто работали три камеры, а трудилась параллельно операторская группа, так называемая «sec­ond uni­ty», незаменимая в экстремальных условиях, на зимней натуре, когда надо беречь время.
Съемки продолжались в течение двух лет. Все времена года, в их неповторимой «пушкинской» красе, присутствуют в фильме.
Природа, у которой «нет плохой погоды» проверяла съемочную группу на выносливость и мастерство. Так, во время съемок сцены в карете (Пушкин и Натали) бушевала непогода, лил дождь, и сверкала молния. Однако Марии Соловьевой удалось создать светом атмосферу солнечного заката, тихого летнего дня и зритель увидит счастливую любящую пару, которая радуется встрече после длительного путешествия Пушкина.
В фильме будет показан Петербург Пушкина, без автомобилей, рекламы, электропроводов. Но все равно — это город, снятый сегодня, и, тем не менее, весь пронизанный духом ХIХ века.
Можно предположить, что зритель почувствует ту атмосферу творчества, дружбы и сопричастности к некому таинству, царившую на съемочной площадке, ту безграничную самоотдачу создателей фильма, без которой невозможно затронуть зрителя до самой глубины нашей загадочной русской души.