27 мая 2012

1. И. А. Гончаров. Биография и творчество.
Основные вехи биографии. Процесс создания романов «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869). Оценка современниками творчества Гончарова. Актуальность и современность персонажей. Как упорно работала мысль Гончарова над коренными вопросами русской жизни и литературы: «кто виноват?» и «что делать?», предложив в итоге одно из интереснейших решений их.


2. Особенности сюжета и композиции в романах И. А. Гончарова.
Как читатель узнает о детстве героев, образе жизни. Ключевые и переломные события. Ведущее значение любовных историй главных героев. Их убеждения, идеалы, проявляются и раскрываются в предлагаемых автором обстоятельствах.


3. Характеристика главных героев романов И. А. Гончарова.
По убеждению И. Гончарова, судьба человека определяется не внешней «обстановкой» действительности (текущими нравами, бытом), изменчивой и подвижной, как вариации главного мотива в музыке, но, в конечном счете, некими «неизменными», устойчивыми архетипами бытия в их извечном же противоборстве.
Александр Адуев сформирован не столько воздействием эпохи идеализма и мечтательности, сколько бытием и бытом родного патриархального уклада. Илья Ильич Обломов — жертва той общей для героя-дворянина неспособности к деятельности, единству слова и дела, которые обусловлены «внешним положением», Петр Иванович Адуев – релятивист и прагматик, Андрей Штольц проходит в романе путь человека деятельного, но искавшего равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа и т.д.


4. Женские образы романов И. А. Гончарова.
Однажды И. Гончаров сказал, что зрелость и мудрость автора-прозаика определяется женскими образами его произведений. Поэтому героини романов Гончарова – это огромная тема для исследования. Идеал гармоничного человека в понимании писателя обладает умением чувствовать необходимую «меру» соотношения головного и сердечного. Таковы его героини Ольга в «Обломове» и Вера в «Обрыве». Их прообраз – Лизавета Адуева в «Обыкновенной истории».


5. Детали и подробности в романах И. А. Гончарова.
И. Гончарова не зря называют одним из загадочных бытописателей, блестящих художников-романистов второй половины XIX века. Без множества ярких с одной стороны и, вроде бы незаметных деталей, подробностей, портретных особенностей и черт характера это вряд ли было бы возможно. Желтые цветы в пруду, ветка сирени, «прыжки» Захара с лежанки, ядовитые слова, объятия Адуева-младшего, борьба Обломова со словами «что» и «которое» — все это составляет настоящее пиршество автора и читателя.


6. Духовный портрет русского дворянства в романах Гончарова.
Общие черты героев главных и второстепенных. Сколько «обломовщины» в других героях романов И. Гончарова. Изображение помещиков, чиновников, дельцов почти лишено у Гончарова и сатирического пафоса, и пафоса гражданско-романтических исканий. «Уменье или неуменье жить» — вот принцип, исходя из которого писатель оценивал изображаемые характеры. Дворянская лень и романтическое прекраснодушие были для Гончарова особенно вопиющими проявлениями «неуменья жить».