11 Авг 2015

Ирина Шухаева. Типажи современных героев.
Текст авторской программы из цикла “Язык современного художественного текста”
(для Первого Образовательного канала)

Ирины Шухаева. Типажи современных героев

Ирины Шухаева. Типажи современных героев

Здравствуйте, уважаемые зрители, с вами снова Ирина Шухаева. Мы продолжаем тему беседы, которая носит общее название «Язык современного художественного текста» и сегодня мы с вами поговорим об основных типах современных литературных героев.

Я  хочу предложить вам такую некоторую классификацию, потому что все в этом мире как-то систематизируется, классифицируется, поддается оценке анализу и, собственно говоря, бесконечно число литературных персонажей. Скажу, что эта же классификация используется и в кинодраматургии, что вполне понятно, потому что в основе любого кинофильма лежит придуманная и написанная история. Весьма рекомендую для прочтения книгу А. Митты “Кино между адом и раем”, откуда и взята эта классификация, на мой взгляд, вполне подходит и для литературных героев тоже.

Итак, какие же различают категории современных литературных героев? Это: «Наши знакомые» – первая категория, «Андерлоги» – вторая категория. Этот термин взят из собачьих боев и означает собака, придавленная противником.  Третья категория – это «Потерянные души». И наиболее забавная для разбора это категория, которая носит название – «Идолы». И вот теперь мы с вами подробно про них поговорим и разберемся.

Кто такие «Наши знакомые» это, наверное, наиболее понятно и наиболее распространенная категория. Потому что это: мы с вами, наши дети, наши родители, наши родственники, наши коллеги, это персонажи так похожие на нас с вами. Потому что у нас в целом похожие проблемы. Мы все боимся чего-то, учимся чего-то хотеть. Мы пытаемся мечтать. Мы строим планы. Мы хотим в чем-то быть успешными. Мы хотим чего-то добиться. Мы хотим помочь своим детям. Мы строим отношения с коллегами на работе. Мы строим отношения с близкими дома. Мы строим личную жизнь. Мы как-то охраняем свое личное пространство, оставаясь наедине сами с собой. И персонажи, которые нам нас напоминают — это такое хорошее зеркало, в которое мы лишний раз с вами смотрим, чтобы увидеть какие-то оттенки характера, как-то больше почувствовать гамму переживаний.

Вот я выбрала картинку, где все такие, как бы мы много-много разные-разные и все-таки в чем-то похожи. То есть такие персонажи, которые двигаются в рамках, так сказать, обыкновенной жизни, жизни, к которой мы привыкли. И, конечно, бесконечное количество наших знакомых перекочевало в сериалы. И мы их тоже узнаем, и мы им тоже сопереживаем. Вот они такие свои, простые их проблемы нам понятны. И эта категория очень распространенная.

А вот следующая категория «Андерлоги» — вот то самое забавное слово, помните, обозначает собаку, придавленную противником. Это персонажи, которые хотят изменить свой социальный статус. Это те, кто лезет вверх, преодолевая классовые барьеры. Вот видите на картиночке, один уже стоит с другой стороны стенки, а второй старательно пробивается, вот ему надо туда пройти, ему надо попасть туда.

Причем это, так сказать, терминология, позаимствованная с Запада. И как бы западное общество сложилось довольно давно и прочно держится. И вот там изменить социальные рамки, перепрыгнуть из одного класса в другой, это очень сложная задача, весьма сложная задача. Она потребует: ума, изворотливости, хитрости, образования, знаний, находчивости. То есть этой цели можно служить всю свою жизнь, и мы будем с интересом за этим наблюдать. Потому что человек такое интересное создание природы, которому хочется стремиться к лучшему.

И для нашей литературы и для нашей кинодраматургии, для литературы особенно это очень интересно и очень вкусные персонажи. Например, к «Андерлогам» можно относить всех новых русских, чье состояние не связано с преступлениями. Вы мне сейчас, конечно, скажете, что такого нет и быть не может. Потому что еще Оноре де Бальзак констатировал, что за каждым большим состоянием кроется преступление.

Но, тем не менее, наши авторы встают на защиту этого нового класса. И мы с вами сопереживаем таким героям, как Вячеслав Извольский из «Охоты на изюбра» Юлии Латыниной, который стал довольно неплохим сериалом. Видим крепкого мужика – хозяина. Изо всех сил хотим, чтобы он выиграл в борьбе с захватчиками, в виде московского банка «Ивеко». И потом хотим, чтобы он выжил, а еще лучше — встал на ноги.

У «андерлогов» есть одна очень важная грань и черта, за которой мы с вами очень внимательно следим, даже если не отдаем себе в этом отчета. Эти люди проявляют все свои лучшие качества, добиваясь своей цели, действуя в рамках закона. И если, допустим, там обман или даже воровство мы такому герою простим, и он еще останется где-то еще в рамках «андерлога». Но как только он совершит убийство – он перейдет для нас в другую категорию. Это очень важная грань, дальше мы об этом будем говорить.

Казалось бы, вот откуда состояние у олигархов, у тех же героев романа «Большая пайка» Юлия Дубова, но оказались ребята в нужное время, в нужном месте. Разваливалось государство, они были энергичны, они были рискованны, авантюрны, они были агрессивно смелы, и у них это получилось. Дальше они попали в тот мир, который сами себе построили и начались, как теперь говорят, совсем другие разборки.

И, как правило,  даже в рамках одного произведения, «андерлог» обязательно скатывается в следующую категорию, которая называется «Потерянные души». Это такие вполне знакомые нам люди, это тоже наши знакомые. Они могли бы прожить жизнь практически также как мы с вами, так скажем, тихо и спокойно. Но они оступились, они нарушили нормы морали, они нарушили законы.

Да, безусловно, авторы помещают их в такие, в общем, разные, жуткие условия. И мы должны им сочувствовать, мы должны им сопереживать и иначе это будет скучно и неинтересно. Но для нас с вами это очень четкий критерий. Все, человек преступил определенную черту, он убил не только кого-то, он убил что-то в себе, он стал «потерянной душой».

Здесь классический пример, это и книга, и замечательная кинотрилогия, я говорю о «Крестном отце», книга Марио Пьюзо и трилогия Копполы, всемирно известная. Как замечательный честный парень Майкл Корлеоне на наших глазах становится безжалостным убийцей, причем, не останавливаясь уже в своих разборках и с братьями. И это страшно, и это больно, и сделано это очень мощно и сильно. И истории, которые, так или иначе, это повторяют очень много и среди нас как бы много. Много таких людей, которые пытаясь опять же, наверно, хотят быть «андерлогом», попадают в категорию «потерянных душ». Вот я приведу вам сейчас несколько примеров из текста, современного, конечно же.

«Он пытался заняться бизнесом, организовать кооператив, но у него ничего не получалось. Любое производство облагалось дикими налогами со стороны “брaтков”. Нужно было платить всем: местной власти, правоохранительным органам, бандитам. Это были годы разгула дикого капитализма в России. Когдa зa считaнные дни делaлись огромные состояния. Когдa рaзворовывaлось достояние нaродa. Когдa пуля былa решaющим aргументом в споре мелких и средних бизнесменов, a близость к семье бывшего президента — решaющим aргументом в споре крупных».

И вот герой создает кооператив киллеров, терпит неудачу, переживает, рассуждает. Если когда-то это было, допустим, практически невозможно себе представить то, к сожалению, киллеры… Даже не стала выбирать картинку с киллером, это стала такая отличительная черта нашего времени. Их колоссальное количество в литературных произведениях. Кого-то мы жалеем, за кого-то мы переживаем но, тем не менее, в общем, люди, которые выбрали своей профессией убийство это так и остается вне моральных норм.

«Таких людей легко было найти. После двух чеченских войн количество людей, умеющих убивать и не боящихся крови, превышает допустимый процент в нормальном человеческом обществе. Таких всегда можно найти: отчаявшихся, разуверившихся, озлобленных, несчастных, покинутых, преданных, обманутых, завидующих, ненавидящих, готовых на все.

Возвращаясь с тяжелой войны, часто раненые и искалеченные, они сталкиваются с несправедливостью властей, коррупцией чиновников, самодурством местных правителей. Их соседи, не ушедшие на войну, уже состоявшиеся люди их однокашники, трусливо прятавшиеся во время мальчишеских драк, уже состоятельные люди. Их подруги, которые не стали дожидаться своих возлюбленных, уже давно предпочитают других, с деньгами и на хороших машинах. Все в мире изменилось и не в пользу этих молодых ребят, так рано познавших горе, боль потерь, кровь, ужас и так рано столкнувшихся с предательством и обманом.

И вот еще о мотивах. «Если разобраться, то чувство мести – одно из движущих человеческих чувств, зависть, месть и ненависть – самые сильные человеческие чувства. И если любовь или дружба приближают человека к богу, то месть и ненависть – к дьяволу. Сложнее с завистью, она может вызвать творческую энергию у писателей или художника, композитора или актера. Она может заставить ученого бросить вызов времени, чтобы доказать свою теорему в пику коллегам. Политика – стать более смелым и действенным, чтобы превзойти других кандидатов. Даже путешественник дерзнет открывать новые миры, чтобы не отдавать пальму первенства другим. Такая зависть тоже тревожное чувство, но она приносит свои конкретные результаты. А если зависть мелкая и ничтожная, она быстро перерастет в ненависть, испепеляя душу того, кто ей подвержен».

Обращая внимание на тему мести – обратите внимание, мы еще будем об этом говорить, мы переходим к последней категории героев. Я улыбаюсь, потому что меня это забавляет, которая называется «Идолы». И отличительная черта этих героев это то, что они не меняются. Вот три предыдущие категории: «Потерянные души», «Андерлоги» и «Наши знакомые» любого из них до состояния «Идола» можно довести, но вернуть обратно – никогда.

Нашей психике, нашему воображению, даже если хотите нашей душе, они нужны именно такие: сильные смелые, решительные, быстродействующие, спасающие друзей, восстанавливающие справедливость, готовые разобраться с любым. Это просто для нас, вы знаете, как праздник детства, такая волшебная пилюля. Вот появляется персонаж, который все может, все – спасти человечество, разобраться с дьяволом,  все – что угодно. Он действует быстро, решительно, четко. Хорошо, если еще с какими-то комедийными моментами и нас это радует, потому что таким образом мы избавляемся от своих комплексов. Мы избавляемся от своей нерешительности, от не разрешенных проблем, неразрешимых проблем, которые нас пугают и которые у нас у всех есть.

И в момент, когда герой там обезвреживает бомбу или делает что-то еще. Нам с вами совершенно не нужно наблюдать за тем, как он совершает свой выбор. Или представьте себе, что если он в эту минуту вспомнит и задумается над тем, достаточно ли его любили в детстве, достаточно ли он получил тепла и, вообще, зачем он живет. Нет, нам это не нужно.

Мы будем следить за тем, как они убивают, разбираются, восстанавливают справедливость, защищая, прежде всего свою жизнь ну и, как правило, человечество. Должен же кто-то человечество спасать. Нас постоянно пугают всякими страшилками. И вот все-таки так хочется верить, что найдется супер-герой, который совсем этим разберется. Но это такая немножко как бы абстрактная борьба со злом, а вот возвращаясь к мотиву мести.

Супер герой, как правило, к мотивам мести очень озадаченный и очень им двигаются, и движутся. Они реализуют планы мести, они их вынашивают, они их исполняют. Но специалисты обращают наше внимание на тот факт, что в реальной жизни чувство мести свойственно исключительно эпилептикам, а мы  все с вами хотим относить себя к людям нормальным. Так вот люди нормальные думают о настоящем и о будущем. Если вы или кто-то из ваших знакомых уж очень упивается темой мести, как кто-то, где-то разбирается, задумайтесь в чем дело – это опасно. Но такие герои, они нам нужны, и нужны именно неизменными.

Вот хочу еще привести вам такой пример, совершенно не воинственный, но это тоже «идол». Вот этот герой современного сериала «Доктор Хаус». Ведь он кто такой с точки зрения человеческих качеств? Ну, безобразие полное: хам, самодур, манипулятор, наркоман еще к тому же. Да, мы знаем, какая с ним произошла история но, тем не менее, как личность далеко не очень симпатичная, но он гениальный диагност.

Доктор Хаус — это наша мечта справится с любой болезнью. И посмотрите, он исцеляет людей разных национальностей, разных возрастов. И довольно таки серьезный тезис отрабатывают создатели сериала. Доктор Хаус постоянно говорит: «Все врут». Посмотрите, в каждой серии ему обязательно врут, вот уже помирают – врут. Детям грозит смертельная опасность – врут. И мы с нетерпением ждем, когда же Хаус разберется во всех этих экзотических медицинских названиях. Поймет в чем дело да еще пойдет и смело скажет им, что они врали. И он будет прав, человек будет исцелен. Потому что следующий абсолютно гениальный концепт фильма — только тело говорит правду. И язык тела прекрасно читает Грегори Хаус.

И каждому из нас хочется быть и уникальным специалистом, но еще хорошо бы, чтобы при этом, так сказать, твое хамство или какие-то другие черты характера нелицеприятные, коллеги и особенно руководители, вынуждены были терпеть. Вот видите, он такой не воинственный, мир не спасает, но тоже «идол». Попробуйте сделать доктора Хауса добрым. Добрым, отзывчивым, вежливым, вдруг раз он изменится. Будете вы дальше смотреть? Не будете. Он нам симпатичен именно таким, это вот такая медицинская пилюля. Вот мы согласны, пусть хамит, пусть уличит во лжи, но только пусть вылечит. Вот такой пример замечательный.

Сейчас, наверное, трудно разобрать какое-то произведение, которое все читали, поэтому я обращусь к нашему кинематографу. Недавно умер Владимир Мотыль режиссер фильма «Белое солнце пустыни». Так вот давайте, посмотрим, что там происходит с героями. Вот товарищ Сухов – он супермен? Да ничего подобного, он вообще шел домой к Екатерине Матвеевне. Когда его попросили подсобить группе товарищей он, если помните, вообще отказался. Прилег, задремал, проснулся – рядом женщины востока и, так сказать, Абдулла на трассе, ну что сказать, надо разруливать ситуацию.

Кстати, прототип героя это типичный герой вестерна, который берется неоткуда и уходит в никуда. Разрешая на наших глазах героическим образом, какую-то сложившуюся ситуацию. А вот Саид, которому надо отомстить Джавдету – вот это прекрасный прообраз «идола». Если бы во времена Мотыля было бы положено снимать фильмы пачками, «Белое солнце пустыни – 2, 3, 4», то Саид спокойно мог бы кочевать вот с этой мыслью, что ему надо отомстить Джавдету. Вот все, у него такая цель жизни. Ведь помните, он говорит Сухову: «Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?» И мы с вами прекрасно понимаем, что товарищ Сухов Джавдету мстить не будет, он пойдет-таки наконец-то домой к Екатерине Матвеевне.

А Абдулла? Типичная «потерянная душа». А хотел, наверное, быть «андерлогом». Помните, ему отец… Отец хотел для него хороший халат, хорошего коня. Ну, Абдулла подождал какое-то время, что-то там посылка от высших сил задерживается и сказал себе: «Я храбрый, я возьму все это сам». Храбрый-то ты, конечно, храбрый, то кто ж тебе сам отдаст? Все, начались убийства, начались грабежи, начался естественно как в любой банде, жесткий порядок, хотя, в общем-то, мужик-то не злобный, не жадный. Вон он Верещагину говорит: «Хочешь, мы заплатим тебе золотом?» Поди, договорись с таможней, нет проблем, пожалуйста. Только Верещагин, вот эта самая гениальная находка автора сценария и режиссера, вот уж «наш человек», как принято говорить, когда тебе что-то близко. Вот уж наш знакомый, он мзду не берет – ему за державу обидно.

Сколько среди нас таких хороших людей, которым обидно за державу и которые при этом честные, отказываются воровать, взяточничествовать, коррупствовать, как теперь говорят, заменили одно слово на другое, суть-то осталась прежняя. И каждый раз, когда погибает Верещагин мне лично очень грустно. Опять же посмотрите на секундочку какой человек не у дел оказался. Еще далеко до перестройки, очень далеко. Еще только революция, вследствие которой возникнет государство, которое развалится, а он уже сидит и пьет, песенки поет. «Павлины, говоришь? – вот такая вот тема.

Видите, даже знакомые произведения попадают под эту классификацию. И там полно наших знакомых, это и жена Верещагина, вот уж всем женщинам про нее все понятно. Похоронив сына, еще и мужа потерять, Петруха такой же воин, как понятно тоже – наш человек. И вот все они оказываются перед нашими глазами, такими вот яркими примерами.

И уже в заключении хочу поговорить о том, что, конечно, автор, когда работает особенно сейчас, когда книги серийные и авторы серийные и штучных автором единицы, об этом мы тоже с вами поговорим. Думают ли авторы о том, какие типы читателей будут его читать? Конечно, думают. А если бы он вдруг об этом забыл, то ему немедленно подскажут в издательстве. Потому что руководители рекламных служб в издательствах очень любят напоминать, что они продают не сосиски и не стиральный порошок, и не зубную пасту – они продают книги. Соответственно, и требования к духовной пищи другие и потребности у людей другие. И поэтому, конечно, каждому автору хочется, чтобы у него был, в общем-то, такой красивый портрет читателя.

Мне в свое время очень помогли работники издательства, когда сказали что, в общем, если ты будешь писать только так, как ты пишешь, не выходя за какие-то рамки… Моя героиня – она наша знакомая,  то портрет твоего читателя будет довольно-таки, прямо скажем, скучноватый и тебе самой не очень понравится. Поэтому, конечно, и авторы все это знают. И если вы теперь будете знать, то вам будет гораздо интереснее наблюдать за героями, которые, в общем-то, пачками путешествует по литературным произведениям, это «наши знакомые», это «андерлоги», это «потерянные души» и, конечно, «идолы». Но все-таки с идолами по осторожней, особенно там, где тема мести.

И в заключении вам напомню, что все практически без исключения авторы и все практически без исключения литературные персонажи, подвергаются страхам и угрозам, что собственно говоря, заставляет их совершать определенные поступки. И этих страхов и угроз в целом не так уж и много. Это удар по самоуважению, это профессиональный провал, это физический вред, это угроза жизни, угроза семьи, угроза жизни популяции и угроза всему человечеству. Вот откуда такое большое количество героев, которые пытаются спасать исправно мир, и мы за этим следим. Потому что все равно страшно и понятно, что в одиночку мир ты не спасешь, спасешь только себя. При этом четко различая, где хорошее, где плохое, где малиновое варенье, а где соленые огурцы.

Мы уже с вами говорили, что писатели – это такие  уникальные люди. Они все это наблюдают, они для нас все это делают. И вот я вам еще такой пример приведу, удар по самоуважению: герой той книги про «Медиа», который мы зачитывали в предыдущей лекции. Он получил очень сильный удар по самоуважению, что и стало стимулом для него поиска новой работы. Его выгнали за то, что он писал речи для наших политиков, адаптируя выступления Йозефа Геббельса, был такой известный деятель, соратник Гитлера, который занимался пропагандой и радио.

И вот в книге прекрасно показано, что суть речей осталась абсолютно та же самая, он чуть-чуть менял вход и выход. Но работодатели, так сказать, приписали ему склонность к нацизму, за это он был уволен. Хотя на самом деле умные люди, которые правильно делали свое дело, их творческое наследие и то умение убеждать и мотивировать, которым оно пользовалось, это всегда хороший материал для работы, для сегодняшнего дня. И все равно каждый раз человек думает, что в таком потоке информации кто узнает, откуда я что позаимствовал.

А, однако, нет, поток есть, информации много, а люди всегда находят и определяют где было что-то придуманное, а где взяли хорошо забытое старое. Старого много, много хорошего, много давних слов благородного происхождения и всем хорошо бы ими почаще пользоваться.

На этом мы с вами сегодня заканчиваем, до свидания.

СМОТРЕТЬ ПРОГРАММУ ИРИНЫ ШУХАЕВОЙ “ОСНОВНЫЕ ТИПАЖИ СОВРЕМЕННЫХ ГЕРОЕВ”