13 Июн 2012

1. Общие понятия. Автор-герой-читатель-критик
Вхождение литературного произведения и его героя в критический дискурс.
На примере произведений В. Пелевина, Д. Рубиной, В. Сорокина, Л. Улицкой


2. Основные типы современных литературных героев
Какие требования выдвигает современность к художественным образам?
Как автор моделирует образ читателя?
Герои современности чаще отрицательные?


3. Этапы превращения художественного текста в элемент культуры
— создание (критерии текста)
— прочтение (современные требования и критерии восприятия)
— осмысление
— многократная интерпретация
— звучание
— создание сценария


4. Языковая рефлексия в современной прозе
«Живем мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия» (М. Кронгауз)
— язык улицы
— язык города
— языковые портреты различных социальных групп
— раздвоение автора на «говорящего» и «наблюдающего»
— как формируются «смысловые вехи текста»
— субстандартная лексика


5. Творческая индивидуальность современного писателя
— эмоциональность (яркий акцент на чувствах и их свободном проявлении)
— иррациональность (подчеркивание непредсказуемости и непостижимости жизни)
— неагентивность (ощущение неподвластности собственной жизни, склонность к смирению и покорности)
— любовь к морали (акцент на борьбе добра и зла, любовь к категоричным моральным суждениям)
— мужское и женское видение мира, речевые показатели


6. Ключевые слова эпохи в литературных текстах
— идеологема
— усредненный язык эпохи
— новояз
На примере произведений Ю. Латыниной, Т. Устиновой, В. Пелевина, С. Минаева